Историю Санкт-Петербургского Политехнического института принято отсчитывать от 19 февраля 1899 года - дня высочайшего одобрения, т. е. самим Императором, доклада министра финансов С.Ю. Витте об учреждении этого института.
Идею об учреждении в составе Политехнического института кораблестроительного отделения подал А.Н. Крылов – ученый с мировой известностью, кораблестроитель и математик, академик с дореволюционным стажем, Герой Социалистического труда, научная и военно-морская карьера которого в начале 20-го века только начиналась.
А.Н. Крылов был первым руководителем дисциплины «теория корабля» после того как эта дисциплина 3 октября 1902 года начала читаться на кораблестроительном отделении. Эта дата и считается датой образования кафедры теории корабля.
Основной особенностью корабля, отличающей его от других инженерных сооружений, является приспособленность к плаванию в воде. Совокупность свойств, определяющих поведение корабля как плавающего сооружения в целом в различных условиях его службы и при различных состояниях моря, называют мореходными качествами. Теория корабля - теория его мореходных качеств, к которым относят: плавучесть, остойчивость, ходкость, управляемость, мореходность.
Основные законы статики твердого тела, плавающего в жидкости, установлены греческим ученым Архимедом. Несмотря на то, что закон Архимеда открыт за два века до нашей эры, в судостроении он нашел применение только в 17-м веке. В 1666 году английский кораблестроитель А. Дин, к удивлению всех присутствовавших при спуске на воду военного корабля «Рупперт», предсказал его осадку до спуска и прорезал в его бортах пушечные порты еще на стапеле.
Развитие теории корабля неразрывно связано с запросами практики кораблестроения и мореплавания. Практика кораблестроения всегда выдвигала вопрос о том, какими способами можно обеспечить строящемуся кораблю требуемые мореходные качества. Однако только расцвет математики и механики, начало которым было положено трудами члена Петербургской академии Леонардо Эйлера и французского астронома Бугера в первой половине 18-го века, создал условия для развития теории корабля как науки.
С появлением парового флота возникла необходимость при проектировании корабля определять мощность паровых машин и запас топлива, обеспечивающих заданную скорость, при этом требуется предварительно рассчитывать сопротивление воды движению корабля. Первый и наиболее значительный шаг в этом направлении был сделан английским ученым В. Фрудом, предложившим во второй половине 19-го века метод определения сопротивления воды движению корабля путем буксировочных испытаний его модели в опытовом бассейне.
В момент организации Политехнического института отдельных кафедр по специальным дисциплинам не было. Курс теории корабля после А.Н. Крылова читали профессора А.П. Фан-Дер-Флит, В.Т. Струнников, Б.Г. Харитонович.
В 1930 году кораблестроительный факультет выделился в самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт. В составе кораблестроительного факультета института была организована и кафедра теории корабля во главе с профессором Г.Е. Павленко. К работе на кафедре в этот период были привлечены В.Г. Власов, М.Я. Алферьев, С.Н. Благовещенский, В.М. Лаврентьев. В.В. Семенов-Тян-Шанский - в будущем - профессора, д.т.н. Этими специалистами в соответствии с учебными программами были написаны учебники и учебные пособия: по теории гребного винта, сопротивлению воды движению судов и качке, спуску судов, статике корабля.
В 1940 году на кафедре созданы лаборатории: опытовый бассейн, зал малых установок, мастерские для изготовления моделей и устройств. Пострадавшие во время войны, лаборатории в 1945 году были восстановлены, а к 1961 году существенно модернизированы, что позволило выполнять заказы промышленности, вести научные исследования. Здесь же студенты всех факультетов института выполняли лабораторные работы.
Леонардо да Винчи говорил: «Когда имеешь дело с водой, прибегни сперва к опыту, а затем к рассуждению».
Сотрудниками кафедры в опытовом бассейне был выполнен большой комплекс работ по исследованию сопротивления воды движению судов различных типов. Они велись в двух направлениях: усовершенствование методов расчета составляющих сопротивления и учета влияния на него условий плавания; совершенствование и выбор оптимальных форм обводов судов на основе систематических модельных испытаний самоходных и несамоходных речных, морских транспортных. рыболовных судов и судов технического флота. Полученные результаты широко использовались при проектировании судов в организациях МСП, ММФ и МРФ. В этих исследованиях активное участие принимали П.А. Апухтин, Я.И. Войткунский, Л.С. Артюшков, О.В. Дубровин. В.Ф. Малова, А.Н. Шебалов и другие.
Особое место в работах по сопротивлению воды занимают экспериментально-теоретические исследования искусственной кавитации, выполненные под руководством В.В. Рождественского.
Важные результаты в области исследования и разработки методов расчета спуска и динамической остойчивости были получены В.В. Семеновым-Тян-Шанским, предложившим законченную теорию и методы практического расчета бокового спуска судов. Большое место занимали экспериментально-теоретические исследования продольного спуска судов различных типов. Например, безопасность спуска первого в мире атомного ледокола «Ленин» отрабатывалась в опытовом бассейне кафедры. Здесь же выполнялись исследования применения подводного крыла для создания подъемной силы в корме при спуске крупнотоннажных судов. Спуск с крылом впервые в мировой практике был применен на плавбазе «Восток».
Разработанная С.Н. Благовещенским теория динамической остойчивости судов в условиях ветра и волнения послужила основой для совершенствования норм остойчивости Регистра СССР.
Ряд оригинальных исследований характеристик нелинейной бортовой качки выполнен С.Н. Благовещенским, В.В. Семеновым-Тян-Шанским и их учениками. Более общая –гидродинамическая теории качки конечной амплитуды ,учитывающая взаимосвязь отдельных видов качки, разработана В.В. Луговским. Теоретические и практические разработки вопросов успокоения качки проводились А.Н. Холодилиным.
Исследования проблем качки буровых судов и платформ на ходу и на стоянке в свободном и заякоренном состоянии, а также проблем динамического позиционирования проводились в опытовом бассейне и на открытом водоеме лабораторной базы под руководством Р.В. Борисова.
Изучение теории и методики проектирования судовых движителей, управляемости, гидродинамики подводных технических средств освоения океана выполнены сотрудниками кафедры В.М. Лаврентьевым, К.К. Федяевским, А.Ш. Ачкинадзе. Л.С. Артюшковым, Г.В. Соболевым, Г.И. Зильманом.
Результаты исследований кафедры в области теории корабля нашли свое отражение в учебниках и учебных пособиях, основные из которых: «Статика и динамика корабля» В.В. Семенова-Тян-Шанского, «Качка корабля» С.Н. Благовещенского, «Справочник по теории корабля. Ходкость и управляемость» и «Сопротивление воды движению судов» Я.И. Войткунского, «Гидродинамика нелинейной качки судов» и «Динамика моря» В.В. Луговского, «Управляемость судов и автоматизация судовождения» Г.В. Соболева, «Кавитация» В.В. Рождественского.
В 50-60-х годах 20-го века Кораблестроительный институт интенсивно готовил кадры для развивающейся после войны промышленности. С 1961 года кафедра теории корабля наряду с кафедрой гидромеханики стала выпускающей по специальности «Гидро-механика».
Многие исследования современных проблем теории корабля возможны лишь с использованием самых новейших технических достижений. Некоторые расчеты мореходных качеств, основанные на более точном учете различных факторов, становятся практически осуществимыми только с помощью ЭВМ, что выдвигает принципиально новые требования к решению задач теории корабля, делая излишними допущения, которые диктовались прежде необходимостью упрощения расчетных схем. В настоящее время решены проблемы большинства расчетов по теории корабля, выполняемых в процессе проектирования. В учебниках, изданных профессорами В.Б. Жинкиным «Теория и устройство корабля», В.В. Луговским «Качка корабля», Р.В. Борисовым в соавторстве «Статика корабля», уделено большое внимание решению задач статики и динамики именно с помощью ЭВМ.
В последние годы, кафедра теории корабля остается одной из ведущих и авторитетных кафедр СПБГМТУ и среди родственных кафедр России. Сохранена специальность, сохранен кадровый состав кафедры (профессор Семенова В.Ю., доцент Ю.П. Потехин, доцент А.А. Лузянин), появились молодые старшие преподаватели ( Макарова В.В, Альбаев Д.А.) и ассистенты ( Никущенко Е.А., Гасникова А.С.). Сотрудники кафедры ведут научную работу, выступают на научных конференциях (Крыловские чтения, Боклевские чтения и др.), публикуют статьи. Поддерживаются научные связи с такими организациями как Российский Морской Регистр Судоходства, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, «Рубин», «Малахит», «Гипрорыбфлот» и др. Выпускники кафедры успешно работают во всех перечисленных организациях. Одним из выдающихся выпускников кафедры является доктор технических наук Никущенко Дмитрий Владимирович, в настоящее время занимающий должность проректора по науке СПбГМТУ. Его научные интересы лежат в области динамики подводных аппаратов, гидродинамики вязкой жидкости, управляемости судна.
С 2017 г.- зав. кафедрой теории корабля является д.т.н., профессор Семенова В.Ю.