ЗДОРОВЬЕ, СПОРТ, КУЛЬТУРА
Физическая культура, физическое воспитание, спорт - понятия, которые начали возникать в XVIII веке и связано это, в первую очередь, с тем, что в жизнь людей начал активно вмешиваться научно-технический прогресс. У человека появилось больше свободного времени, уменьшилась напряженность физического труда. В подобной ситуации возникла необходимость компенсировать утрачиваемую двигательную активность - залог нашей жизнедеятельности и здоровья. Как кульминация этого явления, возродились новые Олимпийские игры, инициатором которых выступил Пьер де Кубертен.
Первые уроки, связанные с двигательной активностью, начали внедряться в создаваемые учебные заведения (колледж, университет) под патронажем государственных служб. В России первые целенаправленные уроки в вольтижировке (упражнении в различных телесных движениях) были введены в навигационной школе, созданной по указу Петра I.
О значении двигательной активности (физическая культура, спорт) для людей можно судить по отношению государства к этому явлению. Например, любое государство считает для себя большой честью провести Олимпийские игры, чемпионаты мира и по разным видам спорта, Студенческие мировые игры.
В 1930 году Председатель ВСНХ СССР В.В. Куйбышев подписал приказ, предусматривающий создание самостоятельного Ленинградского кораблестроительного института на базе кораблестроительного факультета Политехнического института.
В 1936 году отдельным приказом была создана кафедра физического воспитания. С 1930 года по 1936 год физическая подготовка студентов осуществлялась совместно с кафедрой военной подготовки.
Министерством образования были сформулированы основные задачи кафедры, нацеленные на формирование и развитие личности, а также подготовку к будущей профессиональной деятельности. Физическое и психическое здоровье студента формируется как правило, со дня рождения и до 20-25 лет, период развития всех жизнеобеспечивающих функций организма, что, в свою очередь, может служить гарантией личного здоровья и здорового общества.
Также важной задачей кафедры является организация досуга, то есть занятия физическими упражнениями и системами, а также различными видами спорта.
Сборные команды университета и отдельные студенты участвуют в соревнованиях различного масштаба - от чемпионата вузов Санкт-Петербурга до Олимпийских игр.
За весь период существования кафедры физического воспитания её сотрудниками было подготовлено не одно поколение спортсменов, в их числе - более 150 мастеров спорта СССР и России. Мир знает такие имена, как: А. Белов, Ю. Павлов, А. Большаков, Н. Захаров (баскетбол); А. Сема, А. Кориков, А. Гасан-Джалалов, В. Суслин (академическая гребля); В. Кюлленен, A. Корнеев, B. Богачев (самбо). Михайлов - чемпион России по бильярду; В. Поппель – участник Олимпийских игр в парусных гонках. Студенты-корабелы - участники крупнейших парусных регат: «Катти-Сарк», «Балтийского моря» и других.
Преподаватели «Корабелки», одними из первых в городе и стране, начали культивировать такие виды спорта, как виндсерфинг и водные лыжи (П. Пастухов, Ю. Жуков и др.).
В последние годы начали активно развиваться такие виды спорта как спортивная аэробика, шейпинг, ритмическая гимнастика, художественная гимнастика, самбо и дзюдо. Команды университета по самбо и дзюдо входят в тройку сильнейших студенческих команд Петербурга. В городских чемпионатах вузов студенты «Корабелки» в последние годы выступают в более 50-ти видах спорта занимают 2-3 места в своей группе по количеству обучающихся и 9-10 места среди общей группы вузов, 55 вузов.
В спартакиаде университета по 12-14 видам спорта в течение года участвует до 2000 студентов. Можно выделить кросс «Лоцманская миля», посвященный Дню Победы и отдельному 264 пулеметно-артиллерийскому батальону; соревнования по многоборью «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девушки!»; кубок памяти Олимпийского чемпиона А. Белова по баскетболу и др. Также наши студенты ежегодно успешно сдают нормы ГТО.
Каждый год в стенах университета, в соревнованиях выполняют норму мастера спорта России 2-3 студента.